ЦБ согласился на возврат государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которе анонсировал Минфин. По мнению Банка России, это снизит влияние бюджетных потоков на банковскую ликвидность. В Минфине считают, что с помощью этих ценных бумаг ведомство будет закрывать кассовые разрывы бюджета, которые могут возникнуть из-за снижения доходов от нефти.
Зачем Минфину ГКО
В понедельник, 24 ноября, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на заседании бюджетного комитета Совета Федерации, сообщила, что в 2015 году Минфин может вернуться к размещению ГКО.
«С этого года мы создаем РЕПО – размещение средств бюджета даже на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО, потому что, когда ты на один день можешь размещать, нужно иметь возможность на очень короткое время занимать», – цитирует Нестеренко Интерфакс. Она подчеркнула, что ГКО будут использоваться не для покрытия дефицита бюджета, а именно как инструмент краткосрочного привлечения ресурсов для покрытия кассовых разрывов.
Заявлению Нестеренко предшествовало выступление министра финансов Антона Силуанова. В четверг он сказал, что на счетах федерального бюджета в казначействе в следующем году может не быть свободных остатков как в валюте, так и в рублях, которые можно было бы разместить на депозитных аукционах. «Вы же понимаете, какая будет ситуация в следующем году с доходами, поэтому остатков может и не быть», – объяснил министр.
Как рассказала РБК пресс-секретарь Минфина Светлана Никитина, инструмент ГКО нужен исключительно для управления ликвидностью: «Он может понадобиться казначейству два-три раза в году, в дни, на которые приходятся очень большие разовые выплаты и для которых приходится держать в районе 600 млрд руб. на счете федерального бюджета всегда».
По мнению экспертов, новая пирамида ГКО России не грозит.
«ГКО отличается от ОФЗ только длиной размещения. Весь мир использует данный инструмент для закрытия кассовых разрывов, – сказала РБК зампред Сбербанка Белла Златкис. – В какие-то периоды у Минфина есть лишняя ликвидность, которую он размещает на рынке, иногда на две недели, иногда на более длинный срок. Но одновременно у него бывают периоды, когда ему не хватает денег для финансирования». По ее словам, если в следующем году будут неровное исполнение бюджета и кассовые разрывы, то это очень правильный интрумент, чтобы закрыть их.
С ней соглашается главный экономист БКС Владимир Тихомиров: «Из-за низких цен на нефть бюджет может недополучать какую-то часть доходов и правительство готовит новые инструменты для их восполнения. Если раньше для пополнения бюджета использовался резервный фонд или внешние заимствования, то теперь с внешними заимствованиями возникает проблема, связанная с геополитикой, а резервный фонд, видимо, правительство хочет пока сохранить».
По мнению банковского аналитика БКС Юлии Сафарбаковой, ГКО будет интересна рынку в зависимости от доходности: «Идея предложить короткий инструмент для инвестирования выглядит вполне логичной в условиях когда доступ к фондированию ограничен». По ее словам, ГКО могут быть интересны банкам и управляющим компаниям.
Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян отмечает, что ГКО Минфина могут быть интересны всем игрокам российского рынка, но при условии если по ним финансовое ведомство предоставит стопроцентную государственную гарантию, а ставки не будут слишком высокими, как это было в 1998 году.
По словам Златкис, самое главное, чтобы Минфин не использовал этот инструмент взамен доходов от налогов, чтобы все понимали, что нельзя расходы на здравоохранение или военные расходы финансировать средствами, полученными от ГКО. «Ими можно финансировать только кассовые разрывы. Это бюджетная политика. Заменять налоги ГКО ни в коем случае нельзя, это очень опасно, то же самое было в 1998 году», – считает Златкис.